ЭЛЕОНОРА СКОУЛЗ: ЭТО ЖЕ СКУЧНО - ГОВОРИТЬ ТОЛЬКО ПРО ВИНО

Элеонора Скоулз

Городок Комо на севере Италии совсем неприветлив сегодня: целый день идет дождь, загоняющий всех под зонтики в кафе и поближе к обогревателям, на улицах лишь упрямые горстки смелых туристов, да местный жители с собаками. Красота озера не видна, холмы прячутся в рваном тумане, а я жалею об оставленных в Москве перчатках. «Встречаемся в 12:15 у главного входа на виллу …», написала мне Элеонора и ровно в это время происходит встреча под зонтами на мокрой галечной дорожке виллы. Мы садимся в машину и едем по узким горным дорогам в таверну, приютившуюся в соседней деревне, где уже заказан столик.

- Добрый день, что вы будете на закуску? Сегодня у нас бреозола, брускетта с вяленым мясом, прошутто; - начинает оглашать меню хозяйка ресторанчика, пришедшая принять у нас заказ.

На первое – перечень из 6 позиций пасты – рагу из крольчатины, канелонни с рисом, спиральки с фазаном, равиолли с каштанами и колбасками, пиццокери – паста с картошкой, сливочным маслом и что-то там бесконечное еще. А на второе полента с фазаном, лазанья и еще 3 разновидности мяса.

Хозяйка советует подождать с выбором, осилить сначала закуску и пасту. Нетипично и честно – не пытаются всучить как можно больше, а если не доесть, то хозяйка обижается. Отсюда создается ощущение, что ты пришла в гости и тебя тут угощают, угощают, и еще раз угощают, а отказаться никак невозможно, ведь на кухне так старались именно ради тебя.

Рассматривая карту вин, мы видим, что нет указания года, часто нет указания производителя, да и не нужно – все бутылки вина выложены на обозрение, а те 6 позиций красного вина из Ломбардии, которые указаны в меню, самодостаточны и не нуждаются в пафосных описания, они высокого уровня и знающие люди все поймут. Просто это Италия. Сассела, сфорсатто, франчакорта , а следом соседний Пьемонт.

- Вы несколько раз меняли свою жизнь кардинально, это как путешествия в разные страны по новым маршрутам», - мне нетерпится уже узнать тайну Элеоноры Скоулз, я спешу с вопросами, их у меня слишком много.

Но не тут то было, это не московская суета с оглядками на время, это не про «у нас 40 минут на обед». Пока не сделан заказ, пока обстоятельно не выбрано вино «полегче или структуированное», пока не принесли закуску, Элеонора не начинает рассказ. Впрочем, и дальше, она будет брать паузу, выстраивая свои ответы обстоятельно и последовательно.

В Италии она известна как спикер и эксперт по российскому винному рынку, в России она знаток итальянского вина, истории и всех тонкостей законодательства и виноделия, винный журналист. Лично для меня Элеонора специалист, проверивший все факты и цифры, всю информацию, которую она использует. Если нужны данные по теме итальянского виноделия – это прямая дорога к ее сайту spaziovino.com

Как же так сложилось, что родившись на юге России, она стала таким авторитетом в мире итальянского вина? Как она оказалась в Италии? Почему ее жизнь столько раз менялась?

Может все началось в школе, где были сильные учителя английского языка? А если прибавить смелость, то эпизод из школьных времен, когда в 11 классе вместе со школьной экскурсией она поехала во Владикавказ, где они встретили на улице настоящих иностранцев и только Элеонора, единственная из класса, подошла к ним и заговорила, став настоящей героиней класса, расскажет многое о ней.

Потом был институт и в жизни все сложилось так, что сразу после окончания университета (точнее на следующий же день после его окончания) в середине 90-х нашла работу на фабрике, где нужны были переводчики, а дальше случился проект в Лондоне, а потом уже Москва. Но когда же пришло вино в жизнь, когда же началась эта история? - Благодаря семейным обстоятельствам, - ответит чуть позже на этот вопрос Элеонора.

-Что двигает людьми, готовых изменить свою жизнь?, - вопрос который мне давно хотелось ей задать.

- Боязнь, страх менять есть во всех нас, а жизнь дает ведь столько возможностей, что ты иногда следуешь обстоятельствам, а иногда сам поворачиваешь. Не сидеть сложа ручки и не довольствоваться тем, что дано, не просто приспосабливаться к данным обстоятельствам, а двигаться, меняя осознанно свою реальность, - говорит Элеонора. –Не было такого, что решила «хватит, я не буду делать Это, а буду То». Начинаешь путешествовать, обращать внимание на то, что есть в других странах, как живут, что едят, как пьют, общаются, открываешь глаза на мир. Но в начале всего стоит наблюдение.

Да-да! Полностью согласна, что изменения начинаются с путешествий, с узнавания нового, со знакомства с другими культурами, странами, людьми, привычками. Путешествия не могут не изменить человека, не могут оставить его в том же состоянии, что было в начале (не берем готовые туры в отель allinclusive, где со страной соприкасаешься только во время самостоятельного прохождения паспортного контроля и покупки сувениров под присмотром гидов).

- Оказываясь в ЮАР, Франции ты замечаешь, что вино там - это культура жизни, это часть ценностей, а не просто напиток на празднике. Отсюда начался интерес, я начала читать книги. На русском языке не было информации, интернет не был так развит, собирала крохи из журналов, книг и потом уже была винная программа WSET - Wine & Spirit Education Trust. Я училась в отделении при Berry Bros & Rudd (BBR) - одна из старейших виноторговых компаний Англии. Это был прекраснейший курс: старые погреба, в самом центре Лондона. Пройдя этот курс, я поняла, что учеба не дала чего-то нового, но структуировала мои знания, которые я уже до этого получила.

- Мне сложно писать, мне очень сложно писать, - это признание Элеоноры вызывает мое полнейшее изумление и даже шок. - Для меня, чтобы написать хорошую маленькую статью (я перфекционист), мне нужна неделя, чтобы убедиться, что я сопоставила все факты от и до, что я полностью изучила тему, что я написала достоверно, что все соответствует действительности. Сейчас это все идет более автоматически. Математика мне ближе, поэтому сопоставление дается мне легко.

Нас прерывает хозяйка, принесшая наши заказы, в том числе обязательную пасту с фазаном, ведь если ресторан называется «Фазан», то не заказать его было бы нашим досадным легкомыслием.

- Фантастический момент, когда на этом курсе один «студент», уже в возрасте, который работал специалистом по коврам в аукционном доме в Лондоне, принес на занятие последнюю бутылку грузинского вина без опознавательных знаков, - вспоминает Элеонора. - Он много ездил по восточным странам, в том числе и в Грузии побывал. Когда-то ему подарили 6 бутылок и вот у него осталась последняя из них. Именно ее он и принес ее в школу на дегустацию, чтобы разделить радость дегустации со всеми.

- Откуда бралась историческая информация по винам, по DOC, DOCG? Ведь на своем сайте вы не просто приводите технические данные регламентов, но и исторические моменты – откуда вы брали эти истории? – этот вопрос давно я хотела задать.

Каждые 30 минут громко бьют часы в таверне, заглушая звон тарелок, шум разговоров за столами, накрытыми белыми скатертями, и пелена дождя, скрывающая панораму озера за окном уже не так огорчает нас.

- В некоторых местах приходилось штудировать источники, но не все можно было найти, масса недостоверной информации, названия регионов могли быть искажены. Есть одна зона, там в названии есть «дубовая роща». Откуда? О чем она? Спрашивала местных, а они пожимают плечами и говорят «так было всегда», не знают откуда, как это появилось, наши деды так и говорили. И вот начинаешь искать в источниках, почему это так. Абсолютный ноль информации, но исследуя дальше и глубже, можно дойти до Древнеримских источников, повествующих, что тут была роща дубовая и с тех самых пор название и осталось. Но это же надо было еще найти! Поэтому мне приходилось проводить археологически-исторические «раскопки». Так как я много путешествовала, то мне было проще, я примерно знала где искать.

- Когда вы затевали этот проект, о чем вы думали, почему вы за это взялись? Ведь это был не заказ, а ваша инициатива.

- Потому что этого не было, никто этого не делал. Так как я математик, то мне хотелось все разложить по полочкам прежде всего для себя самой. А когда я закончила проект DOCG, я думала, что уже не возьмусь больше «Все, больше ни за что!», - смеется она.

- Элеонора, но сейчас же вы взялись за следующий масштабный проект, вы пишете про картины и то как в них отражено вино, его рождение, моменты связанные с этим. Неожиданная тема. Почему?, - я все пытаюсь понять, что же ей движет.

Элеонора берет в руки бокал с красным вином и с улыбкой в голосе говорит:

- Вот тут налита Барбера, отличное качество, вкус, хорошее вино. Но сколько можно о нем говорить за столом? Это же скучно говорить только про вино.

Вот так, когда закончен один проект, проходит время и понимаешь, что скучно же. И уже рождается следующая тема, которой Элеонора сейчас занимается – вино и искусство, картины. Это тесно связано и об этом еще никто не писал, а поле для исследования огромнейшее.

Так и получается, что интересы перетекают в соседние сферы, жизнь делает новый поворот, за которым открывается очередной интересный мир.

В этот момент я выглядываю в иллюминатор самолета и не вижу там ничего. 2 часа назад я вылетела из аэропорта Бергамо, залитого солнцем, где из больших окон был виден старый город на горе, и я бы могла дойти до него пешком минут за 40. 2 часа в самолете я расшифровывала наше интервью, записанное на диктофон, слушала беседу и звуки ресторана, пребывая где-то на берегу озера Комо, а теперь внезапно уже полная темнота за окном. Через час самолет приземлится в Москве, где уже лежит снег, а зеленая трава покажется лишь через 7 месяцев.

Фото из архивов Элеоноры Скоулз

Маркина Юля

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ